понедельник, 16 февраля 2009 г.

10 дней в Лапландии

Побывать за Полярным кругом было давней мечтой. И вот, наконец, мы отправились на новогодние праздники в Лапландию. А конкретно в местечко Саллатунтури.

Заранее забронировали коттедж и места в хостеле по пути следования. От Петербурга до Саллатунтури 1054 км. По пути туда ночевали в хостеле города Нурмес. Весьма неплохой хостел — большие комнаты, удобная парковка, хостел стоит на берегу озера, низкие цены, но русских, как и везде, много. На удивление нельзя было расплатиться карточкой при бронировании. В нашей комнате было 4 двухярусных кровати, но так как мы бронировали на четырех человек, то к нам никого не подселяли. В хостеле два туалета и два душа, две кухни. О хостеле подробно можно узнать на сайте: www.hyvarila.com. С собой мы взяли из России в Лапландию продукты продукты: чай, сахар, соль, крупы, консервы + еду в дорогу. Одежду - термобелье зимнее (бывает и летнее), обувь от -15 и до -30, куртки теплые, шапки, штаны не продуваемые - подробнее можно узнать в спортивных или туристических магазинах, продавцы все подробно рассказывают.

По прямой

Дорога от Петербурга до Лапландии прямая. От Питера до Выборга, а там прямо на север по восточной Карелии. Наверное, не стоит повторяться, но я скажу, что дороги хорошие, но чем ближе к северу на дорожном покрытии сплошной лед и снег. Ограничение скорости - 80 км. Вдвойне осложняются дороги погодными условиями - метелями, а так же оленями и лосями, которые появляются на дорогах рано утром или по вечерам. Однажды перед нами несколько оленей перебегали дорогу. Оказалось, что они очень даже резвые. Так что не стоит игнорировать знаки предупреждения.

Напряженка с бензином

По дорогам много специальных мест для стоянок, что не скажешь о АЗС. В городах их много, но чем дальше к северу, по трассе попадаются редко. А в какой-то момент у нас кончилось топливо - АЗС не было около 150 км! Остановились прямо на трассе. Стояли-решали, что делать будем. Вспомнили, что, проезжая, видели недалеко одинокий дом, решили сходить пообщаться. Дома встречаются по трассе редко, и в основном рядом с деревнями. Нам повезло, в домике обнаружили разговорчивого старичка, к сожалению, не говорящего по-английски. Это характерно для старшего поколения, тем более в глубинке. Стоит отметить, что второй государственный язык в Финляндии шведский, но по-шведски из нас никто не говорит, поэтому пришлось вспоминать финский, что порадовало старичка и он нам помог. Вспоминаются слова рунноплета Эйно Лейно «Есть закон в суровой Лаппи: помоги в пути любому!», вот и думай, правда это или нет... В итоге у него оказалась 10-литровая канистра дизельного топлива, которую мы и купили. Вообще стоит отметить дружелюбие финнов, очень простой народ и добродушный. Если могут, всегда помогут.

Бронируй заранее

В каждом городе можно найти множество гостиниц, хостелов, кемпингов, коттеджей разного ценового диапазона, особенно, если город большой. Нужно учитывать, что многие гостиницы не работают зимой, открыты только в весенне-осенний период. Поэтому мы заранее продумали маршрут, и без особых проблем нашли нужные нам гостиницы и зарезервировали, тем более, мы ехали во время каникул и гостиницы могли бы быть заняты. По трассе, кроме автомобилей русских туристов, встречались и финские. Оказалось, что финны и сами любят бывать в Лапландии. Многие туда направляются со своими снегоходами. А летом в Лапландию ездят на рыбалку.
Что касается интернета, то в городских библиотеках он бесплатный. Также можно найти коттедж с wi-fi - об этом надо узнавать при бронировании.

Готовь сани летом

Приехав на место, ключ мы нашли прямо в замке коттеджа. Коттедж стоит бронировать заранее. Если едете зимой, то лучше уже определяться летом или ближе к осени, так как и цены растут к сезону и многие фирмы бронируют, а потом перепродают дороже. Когда бронируешь коттедж, то обычно выбираешь для себя, что там должно быть - можно ли приехать с собаками, можно ли курить, есть ли сауна, сколько спальных мест, есть ли камин. Холодильник, посудомойка, вода, микроволновка, плита - это обычно есть, но все же лучше спросить и об этом при бронировании.
Место, где мы жили, оказалось типично финским поселком, хозяин просто сдавал туристам свой дом. Так что каждый день мы здоровались с местными финнами, разгребающими снег у дома, гуляющими с собаками и уезжающими на работу. Некоторые используют снегоходы вместо автомобилей (на короткие расстояния). В подвале дома нашли дрова для камина, а так же массу санок и лыж, вполне пригодных для катания.

В Саллатунтури находится горнолыжный курорт. Не самый лучший, но хоть что-то. Склоны и подъемники. Подробнее на сайте www.salla.fi Коротко о горнолыжных курортах Лапландии: http://wildandfree.com

Сафари на снегу

Сафари на снегоходах предлагают в любом городе. Выбор довольно широк — сафари с подледной рыбалкой, сафари ночное, сафари по заповеднику, сафари к Деду Морозу, сафари с посещением бани по черному или с заездом в саамский чум, а так же на оленью ферму или собаководческую, существуют сафари от двух часов и на целый день. Так же можно пойти и в туристический поход с проводником и без него. Мы ездили на снегоходах на оленью ферму, на 4 часа. Необходимо заранее записываться в группу, т.к. желающих обычно много. Нам повезло, у нас получилась индивидуальная группа. Стоимость одного снегохода на двоих — водитель+пассажир 153 евро. Перед поездкой мы облачились в специальные костюмы и прошли короткий инструктаж. Наш проводник (к сожалению, не помню, как его зовут) сразу нас предупредил, что если мы не будем выполнять правила, то поездка для нас закончится. Во время поездки нам встречались знаки для снегоходов и светофоры. В лесу попадались стайки оленей. На ферме нас встретил управляющий. Показал, как кормить оленей, но они оказались довольно пугливые, и, к сожалению, близко не подходили. Затем был предложен кофе и чай у костра. Проводник ловко достал из рукава комбинезона бутылку молока и часто спрашивал, не замерзли ли мы, т. к. в тот день температура достигла -30. А олени ходили среди огромных заснеженных елей и любопытно поглядывали на нас большими черными глазами.

Рогатый гость

Однажды вечером мы возвращались домой после прогулки и увидели возле входа в наш коттедж большого оленя. Было довольно темно, но его рога в темноте мы сразу заметили. Он, конечно, сразу ретировался, но его следы мы потом еще замечали возле крыльца. Даже пытались подкармливать его хлебом с солью.

У Йоулу Пукки

Заехали так же в деревню к Йоулу Пукки (Деду Морозу или Санта Клаусу, кому как удобно). Это неподалеку от города Рованиеми. На прием можно попасть бесплатно, но отстояв довольно длинную очередь. Несмотря на суетливую атмосферу и ажиотаж вокруг персоны Санта Клауса, он очень простой, деревенский дедушка www.santaclauslive.com
Еще в деревне можно найти ледяные горки и «школу гномов» для детей, ледяной бар, массу сувенирных магазинов, рестораны, но отметка полярного круга — только символ, на самом же деле она находится в др. месте. Так же мы побывали в офисе Йоулу Пукки, куда приходят сотни тысяч писем и откуда можно отправить письмо с официальным штампом Санты. Так же в районе Рованиеми существует масса музеев, например, музей «Арктикум».

Дорога домой

На обратном пути мы ночевали в хостеле г. Йоенсуу www.youthhostel-joensuu.net Нам он не понравился совсем. Сам хостел очень маленький, маленькие комнаты, картонные стены, довольно грязно, и сплошные русские туристы с детьми.

С собой обязательно надо брать теплые вещи, реально теплые, иначе будете сидеть постоянно дома.

Еда стоит дороже, чем в России. Мы брали с собой только те продукты, которые можно перевозить через таможню. Цены можно сравнить с магазином Лидл — www.lidl.fi.

Для тех кто едет на авто, очень рекомендуем брать с собой GPS — не раз помогал нам найти точный адрес и этим экономил время и бензин. Стоит заранее позаботиться о незамерзающей жидкости, которая пригодится при -30.